СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ (по материалам выступления на читательской конференции по роману Ии Сапиной «Зиночка», проходившей 13.11.2010 в г. Белая Церковь) |
Для меня книга «Зиночка» стала уникальной и универсальной. Она, как машина времени, перенесла в прошлое, во времена молодости моей бабушки, моей мамы и дала возможность по-другому взглянуть на многие события их жизни. Она не только помогла переосмыслить, понять прошлое близких мне людей, собственное прошлое и настоящее (я нередко сталкиваюсь с ситуациями, описанными в книге), но и помогла задуматься о моей готовности к будущему.
Именно благодаря искренности и жизненности, «Зиночка» − книга, которая стала для меня вне времени и вне конкуренции.
Говоря об универсальности книги, имею в виду, что в ней каждый человек (позволяю себе это утверждать, проанализировав отклики и впечатления прочитавших её знакомых и коллег), находит ответы на свои личные волнующие вопросы.
Для меня такой актуальной линией сюжета книги стала тема семейного воспитания личности. Обратившись к словарям, педагогической литературе, пришла к выводу, что немаловажной причиной неудач в воспитании становится подмена одного понятия другим. Часто за воспитание, которое определяется как сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определённых качеств и характеристик развивающейся личности, принимают социализацию, происходящую в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой [2].
По сути, воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации.
Семейное же воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие обеим сторонам.
Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала и конца, что иллюстрирует разговор автора с мамой в начале книги. Это – диалог двух личностей с жизненным опытом, уважением друг к другу, открытых для воспитания и готовых к изменениям:
«Мне надо будет стараться сдерживать свою вспыльчивость. Я научусь, вот увидишь, − согласилась мамуля.
Несмотря на свой солидный возраст, мама прислушивалась ко мне, как к врачу. Посмеивалась: «Дожилась, что яйца курицу учат» [с. 10].
Важно также осознать семейные традиции воспитания, что демонстрирует Ия Сапина, вспоминая своего прадеда:
«Каким же реформатором был прадед! Как высоко ценил он женское начало в том полукрепостном укладе семейных отношений! Подумать только! Спрашивать согласия у девчонки! Но прадед видел человека себе равного и в жене, и в детях. Вот это корни достались этому славному роду, Слава Богу!» [1, с. 19].
Наше воспитание начинается задолго до нашего появления на свет, появления наших родителей, аккумулируя знания в генетической памяти рода. И все наши поступки, слова и мысли уже имеют влияние на тех, кто придёт после нас. Осознание этого позволяет почувствовать ответственность, которую несут родители за воспитание своих детей.
Бесконечность воспитания отражена в разговоре автора с ушедшей из земной жизни мамой:
«Здравствуй, Зиночка, голубушка! – обратилась я к маме. – Как ты там живёшь? Не стыдно ли тебе за поступки, что мы тут совершаем без тебя? Не ранят ли твою душу дети, внуки и правнуки недостойными словами и мыслями? …Пятое поколение после вас с папулей жить начинает! А если считать от моих дедов, то, какое? Подумать только! За столетие – семь поколений одного рода оставили след на земле! Оставили. А какой?
В этот момент выражение лица у мамы на портрете слегка изменилось, я заметила это и начала мысленно перебирать: кем из нас и чем могла быть она не довольна? Смотрела пристально и увидела её утвердительную реакцию, когда появилась нужная мысль. Вздохнула, извинилась, объяснила, что вижу свою вину…» [с. 14].
Получается, что человек ушёл, а его влияние осталось и воспитание продолжается.
Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребёнку. Вспомним слова Зиночки, потерявшей третьего ребёнка:
«Прости меня, Господи, что я хотела уйти из жизни и оставить этих детей сиротами. Это теперь мои дети! Я буду любить их, и жить для них» [1, с. 157].
Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребёнку во имя его будущего, в отличие от любви во имя сиюминутных родительских чувств, желаний.
Важное значение имеет продуманный и специально организованный родительский подход к проблеме, возникшей в воспитании ребенка. Давайте вспомним, как главная героиня книги отучила дочь говорить и писать плохие слова:
«Сопя, загораживая своё творчество левой рукой, Нина вывела слово из трёх букв на листке. Тут же получила затрещину от брата, а отец потянулся за ремнем… Зина остановила мужа взглядом, Вардену покачала головой в знак неодобрения, а плачущей дочке велела смять эту бумажку, и поджечь её в пепельнице. После этого умыла и уложила спать хулиганку. Больше Нинка не писала и даже не произносила вслух неприличных слов…» [1, с. 163].
А вот разговор с начавшим курить сыном:
− Ты начал курить? – тихо спросила Зина.
− Нет, смущённо произнёс Володя.
− Это хорошо, а я думала, что ты куришь. Подожди, пожалуйста, пока отец вернётся с фронта. Во-первых, он тебе сможет посоветовать, какие папиросы меньше всего вредят здоровью, − начала Зина психологическую атаку.
− Отец ведь не курит.
− Ну да, потому и объяснит лучше, чем я, вред от курения. Во-вторых, если не будешь курить, то не придётся тратить деньги на папиросы. Их нам итак едва хватает на еду, ты понимаешь это?..
− Прости меня, я больше никогда курить не буду, − тихо прошептал и вынул пачку папирос из кармана.
− Вот и хорошо, а эту пачку я положу на шкаф, в случае, если захочешь курить, то возьмёшь… Договорились?
− Договорились [1, с. 238].
Величайший педагогический смысл и силу несёт способность взрослого признать свою ошибку, попросить прощения у ребёнка:
«После процедур, Зина обняла дочку, посадила на колени, и сказала:
− Я знаю, что ты переживаешь. Я не права в том, что оставила тебя одну. Прости меня, пожалуйста. Но и ты допустила ошибку, потому теперь ручки болят. Хочешь, мы с тобой поищем: в чём ты не права?» [1, с. 235].
В книге есть замечательные слова:
«Запретами в ребёнке невозможно развить чувство ответственности и понимание: что ему можно, а чего нельзя делать. В процессе воспитания надо научить, чтобы подрастающий человек с детства осмысленно мог пользоваться всем, что имеется, но чтобы при этом понимал: какие могут быть последствия. Зина была замечательным воспитателем, с уважением относилась не только ко взрослым, но и к тем, кому было всего два-три года…» [1, с. 237].
Можно бесконечно черпать из книги педагогические ситуации и способы их решения. Особенно мне запомнилась ещё одна цитата:
«У каждого человека есть родители, воспитатели, учителя, друзья. И все они являют пример, объясняют, советуют как надо и как не надо себя вести в том или ином случае, месте, сообществе. Одни послушно выполняют рекомендации, другие делают всё наоборот. И те, и другие приобретают личный жизненный опыт. По мере накопления такого опыта и, главное, по умению принимать решения для себя: как поступить в том, или другом случае, человек становится самостоятельным и ответственным. Проигрывая, никого не винит. Побеждая, не забывает благодарить помощников» [1, с. 196].
Семейное воспитание личности – это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил, законов поведения и общения.
Вот почему воспитание ребёнка в семье должно начинаться с воспитания родителями себя, постоянного пристального вглядывания в свою жизнь, анализа собственных поступков, слов, мыслей, постоянного самопознания, самоанализа, самовоспитания собственной личности.
Литература
Изображение из источника: http://eleklim.ucoz.ru/index/vizitka/0-11