О ПРОСВЕЩЕНИИ ВЕРУЮЩИХ
(Ликбез. Занятие 26)
Слово «вера», употребляемое в Святых Писаниях, переводится как «познание». Не раз приходилось слышать, что в Киевской Руси люди были крещены (князем Владимиром), но не просвещены (священниками). Неужели до сих пор сохраняется подобное положение? Неужели от качества веры зависит мышление человека образованного: просветленное, просвещенное, освященное?
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (ап. Павел. евр. 11:1).
Благодаря познанию можно поверить в существование Бога (не отрицать того, что Он есть). Благодаря интуиции (опыту, помноженному на знания) можно уверовать, почувствовать присутствие Бога в своей жизни. Благодаря совершению благородных поступков можно пребывать в Боге, служить Ему верой и правдой.
Люди, избравшие для себя религиозный образ жизни, как правило, ходят в церковь, слушают проповеди, где священники «наставляют» их на путь истинный. Некоторые из них становятся просветленными верующими.
Познающие нравственный смысл Учения Иисуса Христа о мире, правде, прощении, сострадании верующие люди стараются поступать в быту и в общественных местах правильно, законопослушно, добропорядочно. Это просвещенные верующие.
Однако в способности думать, говорить и поступать законопослушно, есть свои три высоты или три этапа становления сознания верующего человека.
Низменное, рассудочное мышление (греховное) – эгоистичное, когда человек, вступив на путь познания Бога, думает лишь о собственной выгоде.
Нравственное, разумное (без личной корысти) – мышление, наполненное элементами заботы о людях.
Мудрое, праведное (жертвенное) мышление – с элементами самоотречения во благо ближнего.
В новой эпохе предполагается новая культура взаимоотношений. Людям «с Богом в уме и сердце», понимающим, что такое «добро» и «зло», предписано поднять нравственность в себе, в своей семье и своем народе на такую высоту, чтобы не только верующие, но и атеисты старательно исполняли в жизни завет милосердия – «полюбить ближнего, как самого себя».
Для просвещенного верующего, ступившего на следующую, высшую ступень мудрости, придется осмыслить и применять еще более милосердный завет Спасителя, данный грешному человечеству: «полюбить врага своего». Это возможно осуществить в режиме постепенного «умягчения сердца»: вначале выслушать, потом – понять, затем – простить. Лишь после этого этапа преображения собственных чувств появится возможность полюбить человека, бывшего ранее врагом, поскольку оправданного, искренне прощенного тобою нельзя будет называть «врагом».
Каждому существу дается право жить в условиях земли, совершенствуя свою природу. А человеку разумному дается шанс к исправлению своего искаженного мышления, чтобы предупредить тем самым греховное поведение.
Грех (гр. хамартия) – промашка мимо цели.
Выходит, что грех может быть совершен лишь тем, у которого есть цель, и он замахнулся достичь ее? Замахнулся, но промахнулся? Размечтался не в рамках своих способностей и возможностей? Вот оно что! Грех совершается тем, кто пренебрегает мерой: целесообразностью – соизмеримостью – выбором главного?!
Через испытание душевной боли от таких чувств, как разочарование, угрызения совести, стыд, огорчение самим собой, человек разумно мыслящий, сам того не замечая, научится мечтать скромнее, и цели ставить не заоблачные.
Одухотворение (освящение просвещенного разума), как утверждают мудрые люди, происходит в душе (через совершенствование эмоций и желаний). При слиянии «я» и «Я» (низкого и высокого сознания) в преображенном человеке синтезируется нечто новое: уже не прошлое, еще не будущее, уже не низкое, хотя еще не высокое.
Радость в душе преображенного человека всегда возникает при единстве побуждения, слова и дела. Это состояние носит название – внутренняя гармония, цельность, мудрость.
В христианском мире, как и в государственных структурах, как в семейном укладе и в сознании каждого отдельного человека должно произойти преобразование низкого качества поступков, слов, мыслей в среднее, а среднего – в высокое. Потому, провозглашенная «перестройка» неминуемо приведет разумно мыслящих людей к осмыслению качества собственной веры. А после и к оценке своего поведения, как верующего человека.
Особенно непонятной бывает для «полуверов» «несправедливая», на их взгляд, болезнь либо бедность. Забывают, что ничего не бывает без Высшего Смысла для человека, заявившего о своей вере в Бога. Но не все его (этот высший смысл) могут увидеть, по причине внутренней ментальной близорукости или религиозной слепоты.
Оцени, заметны ли тебе симптомы болезни социума, существующей во многих странах сегодня? Представь, как в загрязненной ауре планеты кишат «микробы» нетерпимости к инакомыслию, хитрости по отношению к своим друзьям, неблагодарности к своим предкам и безответственности при выполнении порученного дела.
Каков масштаб поражающего воздействия при формировании душевности в человеке разумном? Каков уровень духовного здоровья будет в обществе? Размысли, что делать тебе лично в тех случаях, если ясно видишь:
Не забывай, что говорил Иоанн Креститель при крещении народа «в покаяние». Предтеча советовал людям, когда ко многим из них «Приблизилось Царство Небесное» делиться с неимущими. «… не берите лишнего, никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк.3:10-15).
Если не знаешь, что делать с безобразиями, творящимися вокруг, тогда вспомни слова святого Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся».
В новом веке наступившей эпохи Сострадания новые критерии мышления истинно верующих людей станут по качеству на порядок выше. Например. Христианину, идущему путем Милосердия, в эпоху Сострадания не только убивать нельзя, но и в мыслях нельзя «гневаться на брата своего». «Ибо закон дан через Моисея; благодать же и истина через Иисуса Христа» (Ин.1:17).
«Наступает время, когда не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Инн. 4:21,23).
Соответственно высоте духовного состояния (добрый, праведный, святой) у человека верующего меняются права и обязанности.
Если разумно мыслящий человек, просвещенный верующий, поступает в любой жизненной ситуации законопослушно, он имеет право влиять на усовершенствование собственной ментальности, улучшая генофонд своего рода (семьи) и даже своей нации.
Изображение взято https://grandgames.net/puzzle/online/mayak