Зареєструйтесь на нашому сайті, щоб отримати додаткові можливості!

Дякуємо за реєстрацію!

Авторизация
   

     «ЗА ЧТО?» ИЛИ ВСЕ ЖЕ «ДЛЯ ЧЕГО?»

 

Аносова Татьяна Александровна

Роман «Зиночка» (автор Ия Сапина) и поведение его главной героини подтолкнули меня к размышлениям на многие темы. Одну из них, о культуре построения взаимоотношений с Высшими силами, с Судьбой или с Богом (кому как более приемлемо), хотела бы предложить для рассмотрения на страницах нашей газеты.

Зиночка всю свою жизнь старалась сохранять внутреннее спокойствие, честь и человеческое достоинство в вопросах: «не убий», «не укради», «не солги», «не лжесвидетельствуй», «не завидуй», «почитай родителей своих». Так жила Зиночка, так жили ее родители, так жил весь род Козаковых [1, с. 12].

Зина была крещеной, но считала себя атеисткой, как и все остальные жители ее родного села. Священник своим поведением отвернул всю свою паству от веры в Бога и высшую справедливость [1, с. 47].

Но вот удивительно, что считая себя атеисткой, всю свою жизнь жила, поступала по заповедям Божьим.

Время от времени она обращалась к Богу, то за советом, то за помощью в критический момент. Она никогда не забывала благодарить [1, с. 221]:

– бормотала перед сном «спасибо Господи!» после того, как удивительным образом устроилась ее жизнь у тети Фриды [1, с. 47];

– думала «Господи, опять ты меня балуешь милостью своею». Совершенно растрогавшись и сглатывая ком в горле, осознав ценность жизни, после спасения в Таджикской горной реке [1, с. 94];

- молилась по ночам в голодные военные месяцы: «Боже! Спасибо Тебе, что у меня так много в груди молока, что я могу прокормить им не только Эммочку, а и других детей» [1, с. 187]. Благодаря избытку молока, Зина сдавала в молочную кухню, за что получала продуктовый поек и могла прокормить двух старших детей и себя, пока Анатолий был на фронте.

Но, не смотря на благодарность, в отношениях Зины с Богом возникали не понимание, укор, претензия. Со стороны Зиночки.

Так, после смерти сына от менингита спрашивала: «За что мне это Господи? Где Твое милосердие?»  Ответа Зина не знала [1, с. 63].

«Мало кто понимает, - говорит нам автор в романе, - что сам Бог не наказывает никого и никогда, но предостерегает, что невыполнение Его законов лишает таких людей его заступничества. А люди, пренебрегая предостережениями, совершают ошибки, грешат, не каются. Бог доверяет людям и надеется на их благоразумие, а они впадают в уныние» [1, с. 66].

Больше всего Зиночке хотелось понять: «За что это мне?», но ей пришлось пережить еще одно горе в материнстве, прежде чем,  поняв свою вину, узнала ответ.

После потери третьего сына, мы видим роптание Зины на Бога и разочарование в нем, она даже решает уйти из жизни.

Но милость Божья бесконечна. Зине приснился сон, в котором ей была дана подсказка, и который дал ей дополнительные силы и цель в жизни [1, с. 155].

Зина укрепила свои отношения с Богом покаянием, она просила прощение за то, что хотела уйти из жизни и оставить детей Анатолия (своего мужа) сиротами. В этот момент она признала их своими, и приняла решение жить для них: «Прости меня, Господи, что я хотела уйти из жизни и оставить этих детей сиротами. Это теперь мои дети! Я буду любить их, и жить для них» [1, с. 157].

Попросит Зина ещё прощения у Бога за то, что прожила жизнь за двоих – за Зину и за Любу, поскольку она считала, что нельзя присваивать ничего чужого во благо себе, а особенно имя другого человека.

Не просто давалось Зине понимание, как Бог общается с человеком. Яркая иллюстрация этого – диалог Зины с подругой Шурой в эпизоде, когда Эмму забыли в детсадовском изоляторе.

«…Она не стала жаловаться, не слушала ничьих советов о том, что надо всех воспитателей и нянек разогнать, чтобы впредь не издевались над детьми. А Шуре сказала после выздоровления дочки:

- Знаю, что Бог им судья. Я задумала тогда, что если Эммочка умрет, то Бога нет. А если Там кто-то и есть, то он злой и несправедливый, и у меня не останется к нему никакого уважения.

- Зинка, ты что? Богу ультиматум заявляла? – спросила испуганно Шурочка.

- Нет, не ультиматум. Просто это было бы за пределами моего понимания о доброте и справедливости. Разве можно любить того, кто поступает с тобой несправедливо?

- Зинуля, но не Бог же твоего ребенка в изоляторе закрыл! – воскликнула Шура.

- Но Он все видит! И все может! Почему же никого не надоумил в изолятор заглянуть?

- А тебя кто надоумил на сутки раньше вернуться из командировки? – спросила Шура задумчиво.

- Мне сердце подсказало.

- Вот, глупая, так в сердце же Бог и пребывает у человека. Значит, Бог тебя и надоумил вернуться, чтобы ты спасла свою дочь.

- Логика в твоих рассуждениях есть, – согласилась Зина. – Выходит, что голос сердца, это и есть голос Бога? – переспросила с удивлением.

- Выходит, что так, - подтвердила Шура.

- Сложно все это как-то. Запутано. Нельзя ли Богу проще с людьми общаться?

- Н-у-у, не нам, атеистам, судить об этом, - заключила Шура.

- Не нам, это уж точно, - согласилась Зина.

Но к голосу сердца стала прислушиваться, а главное, слушаться его. И не зря…» [1, с. 230-231].

Я благодарна автору, за то, что показала невидимые обычному человеческому глазу отношения – отношения с Богом. Отношения, которым порой мы не придаем значения, но которые являются неотъемлемой частью нашей жизни. Книга подтолкнула к переосмыслению событий и своей жизни, которые ранее оценивала как «За что мне это?», помогая понять, для чего они происходили.

Литература:

1. Ия Сапина. Зиночка : роман. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2009. – 366 с.

 

Изображение взято из источника: http://www.liveinternet.ru/community/1035439/post60917693/http://s39.radikal.ru/i083/0809/48/accb6aa91f6a.png 

Додати коментар

Захисний код
Оновити