А БЕДЫ ВСЕ…
Я считаю, что все беды – от нехватки любви. Бѐды любого масштаба: от моего личного до планетарного. Поэтому, прочитав главу из книги Э. Пиньковской «Детектор лести» под названием «О любви и правдивости» захотела углубиться в размышления о том, что такое «любовь в истинном смысле» [2, с. 7].
Один из признаков любви, описанный в книге «Кто ты?», это наличие в человеке радости:
«Если говоришь, что любишь людей, а живешь не радостно, проверь себя, и поймешь, что никого кроме себя, ты пока не любишь. Тот, кто любит только себя, никогда и ни в чем не может найти ни счастья, ни примирения, находясь в вечном споре с судьбою, с людьми и даже с самим собой… Он даже может задавить недоброй мыслью о себе самого себя же, потому что человек так создан, что в яде одного себялюбия он жить не может. Человек должен иметь возможность любить что-то или кого-то помимо себя, чтобы освобождать в своём организме место от эгоистических мыслей, иначе душа его задохнется от яда эгоизма. Яд этот состоит из таких ингредиентов, как себялюбие, самомнение, самооправдание, самолюбование.
Научись распознавать невзгоды, несчастья и горести, которые сотворили тебе твоя агрессивность, неправдивость, неблагодарность, безответственность» [1, с. 19].
Распознавать такие невзгоды – приятного, честно говоря, мало. Зато, таким образом крепнет понимание непреложности закона справедливости и сверхточности закона соответствия.
В уже упомянутой книге «Кто ты?» автор поместила тест «Любящий человек, каков он?». Хорошо помню свое чувство, испытанное при первом знакомстве с ним лет десять назад. У меня было чувство, что этот тест находится где-то на вершине Эвереста, а я – на своем домашнем табурете в Белой Церкви. Прочитав его сегодня, понимаю, что не добралась еще и к подножью «Эвереста», но с «табурета» встала и пошла в направлении заветной вершины. Здесь нету ложной скромности, потому что каждый вопрос раскладывается веером, приобретает объем, когда начинаешь самоанализ с учетом слов «никогда», «ни с кем», «всегда». Они прекрасно отрезвляют и корректируют самооценку, ведь нужно представить свои проявления любви и с близким, родным, любимым человеком, и с не совсем близким, и с совсем не близким, а еще с неприятелем, врагом…
Напомню содержание этого замечательного теста:
Познав такую, полноценную, человеческую любовь к людям – узнаешь блаженство любви [1, с. 55]
Совершенствуя в себе качества, обозначенные на ступенях пятого уровня первой вертикали таблицы «Леонардо» (от миролюбия до любви), человек, - пишет автор, - познает любовь жертвенную. Цена жертвы тоже бывает разная:
Путем познания любви проходит каждый человек.
Если ты избрал путь Любви – приготовься жертвовать.
Вначале расстанься с наиболее тяжелой ношей гордыни – это власть собственного эго над желаниями плоти.
Потом проникнись ответственностью перед всеми членами своей семьи и окружи их заботой, пониманием, состраданием и любовью.
Следом за этим проникнись осознанием, что без друзей и коллег ты в жизни мало чего бы достиг.
После научи умению сдерживать свои желания и эмоции, подскажи, как развить способности к самоорганизации и самоуправлению тем, кто рядом с тобою. Если люди готовы стать лучше, чем они есть, но не знают, как раскрыть свой потенциал, не умеют сделать того, чему ты научился, не способны, в силу обстоятельств, делать так же быстро и качественно, как ты, то передай им свой опыт.
Затем, со временем, попробуй принять на себя больший груз ответственности. Утвердившись в собственной правоте, и соизмерив свои силы, возьми на себя ответственность за благополучие твоей семьи, друзей, коллектива, где работаешь или учишься, города, где живешь. Таким образом, взрастишь свое сознание, так станешь личностью не только полезной, но и заметной, а после – и необходимой людям. При бескорыстном служении получишь всенародное признание и любовь [1, с. 110-111].
Такой подход к понятию сути любви мне очень импонирует. Он, как глоток свежего воздуха, в сегодняшней пропаганде любви эгоистичной, нарциссической, низменной.
Очень понравилось, как вплелось понятие любви в рассуждения о сути независимости:
«Независимым желает стать тот, кому не довелось пока изведать чувства настоящей Любви и Дружбы. Нет высшего счастья, чем испытать Любовь Божественного свойства. Нет большей свободы, чем свобода жить с тем, кого любишь. Чем свобода делать то, что любишь. Чем свобода говорить о том, что любишь и знаешь. Любовь и свобода – это крылья за плечами.
…Но такое духовное богатство накапливается лишь у того, кто не убоится стать зависимым. И это не парадокс, а просто разные формы восприятия этих понятий. Свобода и независимость совсем не одно и то же.
Свобода – это внутреннее состояние души, освобожденной от зависимости служить плотским желаниям, и оправдывать свою греховность.
Если свободный человек женился по любви, то он стал зависимым от своих обязанностей, от обстоятельств семейной жизни, от характера жены и т.д. Внутреннюю свободу он не утратил, она с ним, но с независимостью – расстался.
Если свободный человек поступил на работу – то же самое. Он волен ее поменять, но зависим от условий, он норм и правил, сложившихся в данном коллективе.
Если страна отделилась от союза стран или влилась в союз с другими странами, она не стала независимой от обстоятельств, ранее связывавших ее с другими странами: экономических, политических, социальных, научных и др.
Живой человек, работающий коллектив, любое общество – все и всегда зависят:
Человек любящий и дружественно настроенный не замечает своей зависимости. Чувство любящей матери, претерпевающей боль, страдания, недосыпания, усталость, бедность во имя своего ребенка – это чувство утверждает, что настоящей Любви независимость не нужна. Любящее сердце может радостно переносить все тягости зависимости.
Любящие друг друга, мужчина и женщина не замечают того, что зависят друг от друга. Им это в радость. Такт и благородство любящих сердец обеспечивает каждому из них жизнь вполне свободную. Они считают вторую половину равной себе во всем. Отсюда возникает понимание и забота, и уступки, и прощение.
Значит, все дело в осознании и воспитании? В наличии такта, благородства? В наличии энергии любви? Свободное волеизъявление, дарованное дружественным и любящим человеком, и есть настоящая независимость» [1, с. 172-173]
Осмысление прочитанного и размышления над тем, как двигаться к своей вершине любви придали мне сил и радости, а значит и приумножили потенциал любви.
Литература