САМОАНАЛИЗ СО СТУПЕНИ «САМОКРИТИКА»
(по главам из книги Э. А. Пиньковской «Кто ты?»: «Критика и критиканство», «Вера, Надежда, Любовь», «о мыслях и побуждениях», «Устремление», «Разочарованность», «Гордыня и совесть», «А ты?», «Трудно быть добрым»)
Начиная выполнять задание: прочитать главы с. 600-627 книги «Кто ты?» и провести самоанализ, прояснила для себя, прежде всего, суть основных понятий.
Раскаяние – отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия; признание своей вины в чём-либо, обычно с просьбой о прощении; признание своих ошибок.
Так, читая главу за главой, узнавала себя, видела свои негативные качества, находила их в таблице «Леонардо» во II-м, III-м уровнях, а также неполноценные качества из IV-го уровня. Старалась применять навыки работы с таблицей по трансформации этих качеств в более позитивные.
Рассматривала в себе следующие качества: критиканство, осуждение, эгоцентричное мышление, горделивость, неправдивость, неблагодарность, лесть себе, саможаление, маловерие, самооправдание, самобичевание, упрямство, претензии, добренькость и др. Обнаруживала качества, относящиеся к страху, гордыне, страданию. Видела нарушение мной законов целесообразности, соизмеримости, необходимости, кармы.
Работая с таблицей «Леонардо», «Чувств» и другими, стала использовать в процессе раскаяния алгоритм трансформации «в образе» негативных качеств, представленный в сборнике «Самопознание и самосовершенствование в схемах, формулах, таблицах» на с. 19. Этот алгоритм стараюсь всегда применять, обнаружив в себе качества, за которые стыдно. Еще слежу за правдивостью с самой собой, вижу промахи в ее проявлении.
Отметила в IV-м уровне неполноценное раскаяние – это повторяемое раскаяние от неумения видеть зло в добре и неполноценного милосердия (без сострадания). Некоторые эпизоды с раскаянием не возвращаются из памяти, некоторые возвращаются и тогда надо анализировать ситуацию еще раз и видеть причину повторения ошибок. Ищу недоработки, недопонимания, вижу, что не учитываю относительности в явлениях, думаю не «от добра». Таким образом происходит работа со своими тонкими телами, стремление к слаженности и согласованности между ними (их гармоничному сотрудничеству). В помощь этой работе мне служат Тесты и Уроки 1-6 из газеты «На пути к себе», занятия по книгам «Спаси и сохрани» Э. Пиньковской, чтение книг Ии Сапиной. Прощение прошу сейчас у Бога, других и у себя преимущественно мысленно. Сама стараюсь прощать, чаще мнимые обиды, развивая самокритичность.
Еще для полноценного раскаяния, как видно из таблицы «Леонардо», нужна полноценность качеств 5-й горизонтали V-го уровня, а это выше самокритики, значит, нужно подтягивание «хвостов» по всем вертикалям – новый рубеж, напряжение очень ощутимо во всех телах. Надо взять.
Обратила внимание, что качество противоположное раскаянию – недовольство (что не помогли). Значит, необходимо проявлять больше самостоятельности, рассчитывать преимущественно на себя, свои силы и возможности.
Все-таки негативные качества по большей мере проявляются во мне не так остро, как было раньше, преимущественно только внутри, в мыслях и не на такой длительный срок, но хочется с ними распрощаться еще больше, чем раньше с проявленными вовне. А радость преодоления вселяет веру и надежду, помогает увидеть над чем работать надо дальше, без поблажек себе, приобретая «опыт самозащиты от себя эгоистичного», и если и быть недовольной, то только собой.
Узарская Валентина Михайловна:
На прочитанных мною страницах книги «Кто ты?» (с. 600-627) сказано, что есть три ехидны на пути развития духовности в себе – это ревность, зависть и жадность (III уровень, 1 горизонталь в таблице «Леонардо»). Если добавить еще тщеславие, то получится набор качеств, которые очень касаются меня в плане самопознания и самокоррекции.
Отмечаю, что, хотя испытываю эти чувства не часто, но тем не менее, «отсюда растут» ноги у неполноценных качеств четвертого уровня, с которыми встречаюсь повседневно: терпения, правдивости, благодарности, ответственности, скромности, неполноценное умение видеть после боя.
Все это приводит к огорчению собой и неудовлетворенности, что вызывает самокритику и раскаяние. Для выхода из указанных состояний Э. А. Пиньковская дает рецепт: соблюдать целесообразность в желаниях, соизмеримость их со своими возможностями в мыслях и не позволять себе проявлять чувства неудовольствия чем-либо или кем-либо, кроме себя самого [1, с. 614].
«Помни, что любая неудача - это сигнал к возможным переменам в твоем отношении к прежнему укладу жизни, - наставляет автор. - А печаль и уныние – самая большая зараза, разлагающая тонкие тела человека». Не буду забывать слов этих.
Очень важной для меня стала подсказка о ежедневной просьбе у Господа прощения за каждое свое прегрешение в прошедший день!
Еще раньше поняла, что нет у меня четкого ритма духовного продвижения. Задача установить его для себя очень непростая, но понимаю, что без этого не смогу быть причастной к эволюционному ритму движения.
В последнее время все чаще замечаю желание покаяться в негативных совершаемых делах, словах, мыслях. Для этого оттачиваю умение отыскивать «хорошее в плохом», думание «от добра», правдивость, искренность, бескорыстие, заботливость. При этом все время надо быть на страже – не терять бдительности и помнить законы целесообразности, соизмеримости, выбора главного и кармы. Они помогают, чтобы творимое мною добро было приятно, как мне самой, так и тому, кому я его делаю. Сколько же у меня впереди задач! Но в этом и состоит жизнь, - преодолевать неудачи, познавать новое, справляться с поставленными задачами и продвигаться вперед!
Бублицкая Маргарита Ильинична:
Обобщив проведенный самоанализ по страницам 600-627 книги «Кто ты?» Э.А. Пиньковской, выделила основные моменты (со ступени «самокритика»):
Самоанализ со ступени «самокритика» по указанным главам обобщила в такие пункты:
Литература
1