РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ГЛАВЕ "НИТЬ СВЯЗУЮЩАЯ"
(из книги Э.А. Пиньковской "Детектор лести")
Все предложенные к рассмотрению главы из книги Эммы Пиньковской «Детектор лести» чем-то увлекают. Я выбрала главу «Нить связующая или клубок знаний» [1, с. 145-150] может быть потому, что готовила ее ранее на практическое занятие как домашнее задание.
В этой главе автор указывает на то, что человеку, вышедшему из реки лжи и устремившемуся к правдивости, придется встретиться с испытаниями, чтобы наполнить свою правдивость открытостью, искренностью и неоспоримостью.
В состоянии равновесия (50:50) у идущего человека есть возможность проверить свою силу воли. Каждому время от времени предстоит выбор: рискнуть и следовать далее, или, испугавшись неизведанных трудностей, повернуть назад, в знакомый и привычный мир и продолжать топтание на одном месте. Необходимо помнить формулу, без которой застой неминуем: «Лучшее – враг хорошего» [1, с. 147].
Размыслив над этим сделала для себя вывод, что мне не интересно топтаться на месте. Мне хочется познавать новое.
Э. Пиньковская акцентирует внимание на том, что умение чередовать труд физический, умственный и духовный дает возможность человеку замещать усталость чувством радости бытия, бодрости от прилива новых знаний и активности от наличия здоровья физического и психического [1, с. 146]. Применяю эту рекомендацию в повседневной жизни: придя домой с работы уставшей, непроизвольно сажусь за чтение или, по возможности, выбираю общение с природой. В результате – получение новых знаний и наполнение энергией.
Трудным для идущего от реки лжи становится отрезок пути, на котором должны быть опознаны в себе самом энергии лицемерия, лести и хитрости.
Лицемерие, – подчеркивает автор, – это двуличие. В таком человеке имеется ровно половина света и тьмы, половина добра и зла, правдивости и лжи, справедливости и несправедливости.
Важно разумно мыслящему человеку заметить, что если в мыслях он думает о высоком и светлом, но действует так, как ему хочется, то это может привести к болезненному состоянию.
Когда человек преодолеет двойственное восприятие мира вокруг себя, он вступает в ступень лести, в область преобладания «льстецов». Для человека, идущего путем самопознания, важно понять «во время боя», что тебе говорят полуправду о тебе и остановить льстецов.
Раньше я тоже ожидала похвалы, комплиментов, пока не поняла сути проявления лести и не стала менять свое к ней отношение.
Идущему в этапе хитрости удается манипулировать имеющимися у него знаниями правдивости, открытости, искренности, и он сам наивно обманывается в собственных достижениях, принимая очевидное за действительное. Не стоит уменьшать или преувеличивать свои духовные накопления, чтобы не застрять в самолюбовании, а для самокоррекции следует использовать формулу: «Увеличивай в десять раз «хорошее» и уменьшать в два раза «плохое» в недруге своем. А в себе – делай наоборот» [1, с. 148].
Эту формулу давно и хорошо знаю, но обнаружила свою ошибку – забываю ее применять, где необходимо.
В конце главы автор утверждает, что тот, кто в ученичестве способен отступить, в сотрудничестве – подвести, в дружбе – предать, тот никогда не сможет быть доверенным сотрудником Бога на земле.
Если ты благодарный и верующий человек – усмотришь в каждом ближнем Божьего посланника для себя.
Строптивцу, оборвавшему нить связующую, можно выбраться из пропасти бездуховности, в которую сам себя столкнул. Ему надо найти свою вину, «взрастить плод покаяния». «Клубок знаний», оставшийся в руках – поможет [1, с. 150].
Стараюсь помнить, что не бывает случайных встреч. И прилагаю усилия, чтобы не выпустить из руки заветную нить.
Литература