Зареєструйтесь на нашому сайті, щоб отримати додаткові можливості!

Дякуємо за реєстрацію!

Авторизация

Максимова Н.А. Семейное воспитание личности

 

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Максимова Наталия Анатолиевна

(по материалам выступления на читательской конференции по роману Ии Сапиной «Зиночка», проходившей 13.11.2010 в г. Белая Церковь)

Для меня книга «Зиночка» стала уникальной и универсальной. Она, как машина времени, перенесла в прошлое, во времена молодости моей бабушки, моей мамы и дала возможность по-другому взглянуть на многие события их жизни. Она не только помогла переосмыслить, понять прошлое близких мне людей, собственное прошлое и настоящее (я нередко сталкиваюсь с ситуациями, описанными в книге), но и помогла задуматься о моей готовности к будущему.

Именно благодаря искренности и жизненности, «Зиночка» − книга, которая стала для меня вне времени и вне конкуренции.

Говоря об универсальности книги, имею в виду, что в ней каждый человек (позволяю себе это утверждать, проанализировав отклики и впечатления прочитавших её знакомых и коллег), находит ответы на свои личные волнующие вопросы.

Для меня такой актуальной линией сюжета книги стала тема семейного воспитания личности. Обратившись к словарям, педагогической литературе, пришла к выводу, что немаловажной причиной неудач в воспитании становится подмена одного понятия другим. Часто за воспитание, которое определяется как сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определённых качеств и характеристик развивающейся личности, принимают социализацию, происходящую в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой [2].
По сути, воспитание – это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации.

Семейное же воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие обеим сторонам.

Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала и конца, что иллюстрирует разговор автора с мамой в начале книги. Это – диалог двух личностей с жизненным опытом, уважением друг к другу, открытых для воспитания и готовых к изменениям:
«Мне надо будет стараться сдерживать свою вспыльчивость. Я научусь, вот увидишь, − согласилась мамуля.
Несмотря на свой солидный возраст, мама прислушивалась ко мне, как к врачу. Посмеивалась: «Дожилась, что яйца курицу учат» [с. 10].

Важно также осознать семейные традиции воспитания, что демонстрирует Ия Сапина, вспоминая своего прадеда:
«Каким же реформатором был прадед! Как высоко ценил он женское начало в том полукрепостном укладе семейных отношений! Подумать только! Спрашивать согласия у девчонки! Но прадед видел человека себе равного и в жене, и в детях. Вот это корни достались этому славному роду, Слава Богу!» [1, с. 19].

Наше воспитание начинается задолго до нашего появления на свет, появления наших родителей, аккумулируя знания в генетической памяти рода. И все наши поступки, слова и мысли уже имеют влияние на тех, кто придёт после нас. Осознание этого позволяет почувствовать ответственность, которую несут родители за воспитание своих детей.
Бесконечность воспитания отражена в разговоре автора с ушедшей из земной жизни мамой:
«Здравствуй, Зиночка, голубушка! – обратилась я к маме. – Как ты там живёшь? Не стыдно ли тебе за поступки, что мы тут совершаем без тебя? Не ранят ли твою душу дети, внуки и правнуки недостойными словами и мыслями? …Пятое поколение после вас с папулей жить начинает! А если считать от моих дедов, то, какое? Подумать только! За столетие – семь поколений одного рода оставили след на земле! Оставили. А какой?
В этот момент выражение лица у мамы на портрете слегка изменилось, я заметила это и начала мысленно перебирать: кем из нас и чем могла быть она не довольна? Смотрела пристально и увидела её утвердительную реакцию, когда появилась нужная мысль. Вздохнула, извинилась, объяснила, что вижу свою вину…» [с. 14].

Получается, что человек ушёл, а его влияние осталось и воспитание продолжается.
Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребёнку. Вспомним слова Зиночки, потерявшей третьего ребёнка:
«Прости меня, Господи, что я хотела уйти из жизни и оставить этих детей сиротами. Это теперь мои дети! Я буду любить их, и жить для них» [1, с. 157].

Педагогически целесообразная родительская любовь – это любовь к ребёнку во имя его будущего, в отличие от любви во имя сиюминутных родительских чувств, желаний.
Важное значение имеет продуманный и специально организованный родительский подход к проблеме, возникшей в воспитании ребенка. Давайте вспомним, как главная героиня книги отучила дочь говорить и писать плохие слова:
«Сопя, загораживая своё творчество левой рукой, Нина вывела слово из трёх букв на листке. Тут же получила затрещину от брата, а отец потянулся за ремнем… Зина остановила мужа взглядом, Вардену покачала головой в знак неодобрения, а плачущей дочке велела смять эту бумажку, и поджечь её в пепельнице. После этого умыла и уложила спать хулиганку. Больше Нинка не писала и даже не произносила вслух неприличных слов…» [1, с. 163].

А вот разговор с начавшим курить сыном:
− Ты начал курить? – тихо спросила Зина.
− Нет, смущённо произнёс Володя.
− Это хорошо, а я думала, что ты куришь. Подожди, пожалуйста, пока отец вернётся с фронта. Во-первых, он тебе сможет посоветовать, какие папиросы меньше всего вредят здоровью, − начала Зина психологическую атаку.
− Отец ведь не курит.
− Ну да, потому и объяснит лучше, чем я, вред от курения. Во-вторых, если не будешь курить, то не придётся тратить деньги на папиросы. Их нам итак едва хватает на еду, ты понимаешь это?..
− Прости меня, я больше никогда курить не буду, − тихо прошептал и вынул пачку папирос из кармана.
− Вот и хорошо, а эту пачку я положу на шкаф, в случае, если захочешь курить, то возьмёшь… Договорились?
− Договорились [1, с. 238].

Величайший педагогический смысл и силу несёт способность взрослого признать свою ошибку, попросить прощения у ребёнка:
«После процедур, Зина обняла дочку, посадила на колени, и сказала:
− Я знаю, что ты переживаешь. Я не права в том, что оставила тебя одну. Прости меня, пожалуйста. Но и ты допустила ошибку, потому теперь ручки болят. Хочешь, мы с тобой поищем: в чём ты не права?» [1, с. 235].

В книге есть замечательные слова:
«Запретами в ребёнке невозможно развить чувство ответственности и понимание: что ему можно, а чего нельзя делать. В процессе воспитания надо научить, чтобы подрастающий человек с детства осмысленно мог пользоваться всем, что имеется, но чтобы при этом понимал: какие могут быть последствия. Зина была замечательным воспитателем, с уважением относилась не только ко взрослым, но и к тем, кому было всего два-три года…» [1, с. 237].

Можно бесконечно черпать из книги педагогические ситуации и способы их решения. Особенно мне запомнилась ещё одна цитата:
«У каждого человека есть родители, воспитатели, учителя, друзья. И все они являют пример, объясняют, советуют как надо и как не надо себя вести в том или ином случае, месте, сообществе. Одни послушно выполняют рекомендации, другие делают всё наоборот. И те, и другие приобретают личный жизненный опыт. По мере накопления такого опыта и, главное, по умению принимать решения для себя: как поступить в том, или другом случае, человек становится самостоятельным и ответственным. Проигрывая, никого не винит. Побеждая, не забывает благодарить помощников» [1, с. 196].

Семейное воспитание личности – это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил, законов поведения и общения.
Вот почему воспитание ребёнка в семье должно начинаться с воспитания родителями себя, постоянного пристального вглядывания в свою жизнь, анализа собственных поступков, слов, мыслей, постоянного самопознания, самоанализа, самовоспитания собственной личности.

Литература

  1. Ия Сапина. Зиночка : роман. – Черкассы : Издатель Чабаненко Ю. А., 2009. – 366 с.
  2.    Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М., 2002.
  3.     Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. - М. : Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

Изображение из источника: http://eleklim.ucoz.ru/index/vizitka/0-11



Додати коментар

Захисний код
Оновити