ПОТЕРЯЛОСЬ ЛИ БЛАГОРОДСТВО?
Прекрасное человеческое качество благородство, воспетое классиками искусства, являющее собой квинтэссенцию лучших душевно-духовных свойств личности: что стало с ним в наш спешный век, обремененный погоней за материальными благами, льготами, привилегиями, политическими революциями, социальной неустойчивостью, сексуальной вседозволенностью, повальной инвалидизацией населения и прочими негативными явлениями? Исчезло ли оно в повседневных человеческих взаимоотношениях? Стало ли недосягаемой вершиной культуры общения? Или отступило в сторону и ждет, созревая в душах нового поколения, своего часа, чтобы зазвучать сильнее, стоичнее, мудрее? Как и многие другие вопросы, этот, требует внимательного всматривания в побуждения, желания современников, вдумчивого анализа причинно-следственных связей изменений, происходящих с каждым из нас, терпения и труда по развитию, сохранению и приумножению этого качества в себе самом.
Ощутить нехватку благородства, может лишь тот, кто понимает, чем оно наполнено, кто встречал в своей жизни пример человека благородного, кто восхитился благородством манер и поступков литературного героя или кого-то из своих предков, биография которого бережно хранится в памяти поколений. В книге «Кто ты?» Э.А. Пиньковская приводит следующие характеристики благородного человека, сравнивая себя с которыми можно определить степень развития этого качества в себе:
Под словом «всегда» надо понимать именно всегда: и когда ты счастлив, и когда несчастен, и когда ты болен, и когда ты здоров, и когда любишь, и когда не любишь, и так далее.
Под словом «со всеми» надо понимать тоже шире, чем только с родственниками или хорошими знакомыми. «Со всеми» - означает и с врагами, и с друзьями. И с приятными тебе людьми, и неприятными. И с умными, и не очень умными. И с богатыми, и с бедными. И с теми, кто твоего круга, и с теми, кто ниже [1, с. 286-287].
Конечно, когда результаты такой самодиагностики скорее огорчают, чем радуют, и показывают, сколько еще внутренней работы предстоит проделать для воспитания благородства в себе, то становится ясно, что малое количество благородства вокруг – это лишь зеркальное отображение себя самого. И получается, что благородство не утеряно, но сокрыто от глаза неблагородного. До той поры, пока не проявится в человеке готовность соответствовать высокой планке людей «высоконравственных, самоотверженно честных, открытых, строго и тонко соизмеряющих свои манеры и поступки, не способных навредить никому и ничему» [1, с. 282-283]. Для многих ли это планка? Каждый выбирает сам.
Литература
Н.К. Рерих. Великая жертва. 1910. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева